Общие методические рекомендации по выполнению учебно-исследовательской работы в 3 классе ДХШ

Для усвоения материала и расширения кругозора учащихся предусмотрено ведение учебно-исследовательской работы по истории изобразительного искусства. Подобная работа позволяет творчески применить полученные знания, формирует способности к саморазвитию, аналитические способности, умение пользоваться различными источниками информации.

 

Цель: провести самостоятельное исследование творчества художника, художественного направления или отдельного художественного произведения.

Задачи: овладение приемами анализа произведений искусства, развитие умения видеть, проникать в смысл произведения, оценивать его художественные достоинства.

 

Данная учебно-исследовательская работа должна быть выполнена в форме реферата и содержать краткие сведения о биографии художника, его художественном стиле и методе работы, должны быть представлены основные темы и сюжеты его работ, приведены примеры его произведений. Необходимо провести подробное описание и анализ 2-3 его главных художественных произведений. В заключении должны быть указаны главные особенности творчества художника, его влияние на развитие изобразительного искусства и значение для мировой культуры.

  

При составлении содержания реферата, отдельных глав или анализа художественных произведений нужно помнить, что любое описание должно выполняться по плану и традиционно состоит из трёх частей:

1. Вступительная часть: где необходимо дать общее представление о художнике.

2. Основная часть: краткая биография художника, проведение глубокого анализа его творчества, описание его произведений.

3. Заключительная часть: основной вывод, подведение итога.

 

Основным требованием к реферату является последовательное раскрытие темы исследования. Все части работы должны быть связаны между собой и подчинены выбранной теме (в реферате не должно содержаться аспектов, которые не связаны с выбранной темой). В процессе работы над рефератом необходимо проанализировать различные точки зрения и выполнить обобщение информации. Для выполнения работы необходимо пользоваться различными источниками информации: книги, статьи из журналов (газет), электронные ресурсы локального доступа, Интернет-ресурсы. Объем реферата около 15 страниц. 


Правила выполнения и оформления реферата

Работа должна быть выполнена с использованием компьютера и принтера на одной стороне бумаги формата А4.

Форматирование. Шрифт TimesNewRoman, кегель 14, цвет шрифта должен быть черным. Текст следует печатать через полуторный межстрочный интервал, выравнивание текста по ширине. Размеры полей формата: правое, верхнее и нижнее —15мм, левое — 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 10 мм.

Оформление глав. Каждая из глав начинается с новой страницы. Заголовки следует печатать с прописной буквы. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. В конце заголовка точку не ставят. Расстояние между заголовком и последующим текстом должно быть не менее 10 мм.

Оформление иллюстраций. Таблицы и иллюстрации размещаются по центру листа и нумеруются последовательно арабскими цифрами.

 

Структура содержания реферата:

1. Титульный лист. Является первой страницей реферата, заполняется по строго определенным правилам и оформляется на отдельном листе бумаги. Указывается название учебного учреждения, тема реферата, кто выполнил и проверил работу, город и год выполнения.

2. Содержание. Размещается после титульного листа. Слово «Содержание» записывается в виде заголовка (по центру). В содержании приводятся все заголовки реферата и указываются страницы. Содержание должно точно повторять все заголовки в тексте.

3. Введение. Во введении указываются: актуальность темы реферата, цель и задачи реферата, методы исследования. Во введении реферата дается краткая характеристика структуры работы и использованных информационных источников. Объем введения – 1-1,5 страницы.

4. Основная часть. Реферат разделяется на главы, обычно в реферате 3-4 главы. Если текст достаточно объёмный, то главы дополнительно делятся на параграфы. Главы и параграфы реферата нумеруются, номера должны соответствовать указанным в содержании реферата. Номер параграфа реферата включает номер соответствующей главы, отделяемый от собственного номера точкой. Заголовки не должны иметь переносов и подчеркиваний, но допускается выделять их полужирным шрифтом. Каждая новая глава начинается с новой страницы, а параграф продолжается на текущей странице.

5. Заключение. В заключении должны быть представлены ответы на поставленные во введении задачи, сформулирован общий вывод и дано заключение о достижении цели реферата. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части. Объем заключения – 1 страница.

6. Список иллюстраций. Все иллюстрации –  фотографии, репродукции, карты и т.п., должны иметь названия и последовательную нумерацию арабскими числами. Если реферат содержит иллюстрации, то необходимо прилагать список иллюстраций. Список иллюстраций составляется в той последовательности в какой они приведены в реферате, порядковый номер иллюстрации в реферате и в списке иллюстраций должны совпадать. Подписи под репродукциями делаются краткими: порядковый номер, автор произведения (если  известен), название.  Список иллюстраций должен содержать подробные сведения о репродукциях художественных произведений: автор (если  известен), название, техника исполнения (акварель, масло и т.п.), время создания, место хранения (музей, частное собрание и т.п.).

7. Список литературы и использованных источников. Книга является основным источником информации реферата, но кроме литературы допускается использование и других источников, в таком случае в заголовке пишут не «список литературы», а «список литературы и использованных источников». При составлении списка литературы книги должны быть записаны в алфавитном порядке (первые три буквы фамилии автора или названия источника). Количество книг, указанных в списке литературы, должно быть от 4 до 20. Использованные книги должны быть выпущенными за последние 5-10 лет, более старые источники можно использовать лишь при условии их уникальности.

 

Правила оформления использованных источников:

- Книги: указывается фамилия автора, его инициалы, название книги, место издания, издательство, год издания.

Пример: Ильина Т.В. Введение в искусствознание. – М.: АСТ, Астрель, 2006.

- Статьи из журналов (газет): указывается фамилия автора, его инициалы, название статьи // название издания, год издания, номер журнала и номера страниц размещения статьи.

Пример: Карчевский А. Книга в работе учителя рисования // Художник. - 1981. - №8. С.36-38.

- Электронные ресурсы локального доступа: указывается название, [Электронный ресурс], место издания, издательство, год издания, (носитель информации).

Пример: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 [Электронный ресурс]. - М. : Кирилл и Мефодий, 2000. - (CD-ROM).

- Интернет-ресурс: указывается название статьи // название интернет сайта.URL: ссылка на интернет страницу (дата обращения).

Пример: Импрессионизм//wikipedia.org: Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Импрессионизм (дата обращения 29.04.2014).


Пример выполнения реферата по истории изобразительного искусства в 3 классе ДХШ

Реферат по истории изобразительного искусства

Тема: Тициан Вечеллио

Выполнила: Горбачёва Е.В.

Проверил: Артеменко Е.М.

2018, 19 стр.

Microsoft Word документ [1.97 MB]

 


Дополнительные методические материалы для выполнения учебно-исследовательской работы

Презентация беседы об искусстве

Выполнение творческого проекта по истории изобразительного искусства

Учебное пособие к предмету «Беседы об искусстве», 1 класс 
Раздел 5. Искусство и современный человек, изучение и сохранение культурного наследия

Разработчик: Е.М. Артеменко

Adobe Acrobat документ [1.8 MB] 

2015-2016, 27 слайдов

 

Содержание: учебно-исследовательская работа, виды учебно-исследовательских работ по истории изобразительного искусства; порядок выполнения и содержание учебно-исследовательской работы; правила оформления докладов и рефератов; критерии оценки докладов и рефератов. 
Контрольные вопросы; домашнее задание; список использованных источников и литературы.

Презентация беседы об искусстве

Выполнение анализа произведения изобразительного искусства

Учебное пособие к предмету «Беседы об искусстве», 1 класс 
Раздел 5. Искусство и современный человек, изучение и сохранение культурного наследия

Разработчик: Е.М. Артеменко

Adobe Acrobat документ [1.5 MB] 

2015-2016, 27 слайдов

 

Содержание: как описать картину; правила описания произведения искусства; план описания произведения искусства; дополнительные рекомендации; пример описания картины. 
Самостоятельная работа; домашнее задание; список использованных источников и литературы.

Презентация беседы об искусстве

Источники информации для подготовки творческого проекта

Учебное пособие к предмету «Беседы об искусстве», 1 класс 
Раздел 5. Искусство и современный человек, изучение и сохранение культурного наследия

Разработчик: Е.М. Артеменко

Adobe Acrobat документ [2.6 MB] 

2015-2016, 35 слайдов

 

Содержание: информационные ресурсы; работа с книгой в библиотеке; библиотеки города Рубцовска; правила пользования библиотекой; как найти нужную книгу; сеть интернет как информационный ресурс; правила оформления ссылок на использованные источники. 
Контрольные вопросы; домашнее задание; список использованных источников и литературы.

Рейтинг@Mail.ru